Фонематический слух


МИР ЗВУКОВ. СЛУХ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ, МУЗЫКАЛЬНЫЙ, ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ.

Прекрасен мир звуков! Прекрасен потому, что жить в нем радостно и интересно. Стоит на мгновение закрыть уши, как сразу замолкнут все звуки, и обеднеет для нас мир. 
Если ребёнок слышит, как осторожно скрипнула дверь, отличает приближающийся гул вертолета от гула самолета, – то у него всё в порядке с физиологическим слухом.

А теперь у ребенка в руках маракас (или бубен), и если он не нарушит ритмического рисунка русской народной песни "Во поле береза стояла..." – у него восхитительный музыкальный слух.  
Вот пятилетний дошкольник без ошибок раскладывает картинки в две стопки: в одну – с первым звуком [С] , в другую – со звуком [3] , – у ребенка сформированный фонематический слух. Это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи; другими словами, это речевой слух.

ВОЗРАСТНЫЕ ГРАНИЦЫ И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.
 Ребенок появляется на свет, обладая врожденной чувствительностью к звукам. На третьей-четвертой неделе жизни у ребёнка слуховое сосредоточение не только на сильный звук, но и на речь взрослого человека. Совершенно очевидно, что простое наличие сенсорной способности восприятия звука недостаточно для восприятия речи. Речь окружающих представляет собой чрезвычайно сложное образование, что затрудняет её восприятие.

Проследив закономерности формирования ФС (фонематического слуха), установили, что ребёнок при переходе к овладению фонематической системой языка должен научиться употреблять слово как название определённой вещи. Исследования лингвистов показали, что уже к двум годам, а точнее к году и семи месяцам, ФС ребёнка оказывается сформированным. 

Однако хорошо известно, что речь двухлетнего ребёнка по своему звуковому составу резко отличается от речи взрослого, изобилуя разного рода неправильностями и неточностями. Поэтому мы говорим о необходимости специальных звуковых упражнений для развития фонематического восприятия дошкольников. Целесообразно начать обучать детей действию звукового анализа слов с четырех лет в учебной деятельности – на специальных занятиях.

Упражнения и игры на развитие слухового внимания: 

  • “Какие звуки нарушают тишину?”,
  • “Кто услышит больше звуков?”,
  • “Назови звуки  комнаты”,
  • "Солнце - дождик",
  • “Назови звуки улицы”,
  • “Вспомни звуки леса, луга, болота”,
  • “Найди по звучанию такую же коробочку с крупой”,
  • “Жмурки с колокольчиком”,
  • “Ладушки”,
  • “Чей голос?”,
  • “Угадай по звуку, что делать?”,
  • Звучание музыкальных инструментов
  • Песенки насекомых.
  • Голоса животных, птиц.
  • Звуки транспорта.
  • Звуки рабочих инструментов.
Что звучит?
В этой игре есть три этапа по сложности различения звуков:

1 Барабан, колокольчик или погремушка?

2 Связка ключей, деревянные ложки или шелест бумаги?

3. Запакованные в коробочки макароны, рис или манка?


Солнце-дождик.
Взрослый говорит ребенку, что они сейчас пойдут на прогулку. Погода хорошая и светит солнышко  (при этом взрослый тихонько звенит бубном). Затем взрослый говорит, что пошел дождь  (при этом он сильно ударяет в бубен и просит ребенка подбежать к нему — спрятаться от дождя). Взрослый объясняет малышу, что тот должен внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться».

Угадай, что нужно делать.
Дети сидят полукругом. У каждого в руках флажок. Если воспитатель сильно ударит в бубен, дети поднимают  вверх флажки и машут ими. Если ударяет тихо, руки лежат на коленях.

Угадай, на чем играю.
Взрослый знакомит детей с музыкальными игрушками: гармошкой, барабаном, бубном, пианино, дудочкой, свистком.  Демонстрирует их звучание. Затем убирает игрушки за ширму. Сыграв на одной из них, просит детей угадать, что
звучало.

Слышим звон и знаем, где он.
Попросите ребенка закрыть глаза и позвоните в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту,  откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление.
Только после того как ребенок легко и непринужденно сможет различать неречевые звуки, можно переходить к  более сложным упражнениям. Даем элементарное представление о звуке. Объясняем, что один и тот же звук может  звучать по-разному.

А-А-А — покажи горло врачу

А-А-А — покачай куклу

А-А-А — тебе больно

O-O-O — стонет бабушка

О-О-О—потянулся папа

О-О-О— поет певец

Сначала ребенок сам учится воспроизводить звук, а потом за него это делает взрослый, а он отгадывает, что в данный момент происходит.

Кто так умеет?
На столе лежат игрушки: барабан, часы, молоток, поезд. Взрослый объясняет, что каждый из них умеет издавать  определенный звук: барабан- бам-бам-бам, часы – тик-тик-тик, молоток – тук-тук-тук, поезд – чух-чух-чух. Потом просим ребенка показать, на что похож звук «бам-бам-бам»?

Отгадай, кто говорит?
В гости пришли животные: кошка с котенком, собака со щенком, мышь с мышонком, утка с утенком.  Продемонстрируйте, кто как говорит (мама — более грубым голосом, ребенок – тоненьким). А потом играем в прятки: все сидят тихо, и вдруг кто-то заговорил. Сначала пусть ребенок выступит в роли животных, а потом он будет отгадывать.

Три медведя
Михайло Потапыч, Настасья Петровна и Мишутка произносят одну и туже фразу. «Кто ел мою кашу?» —  разными голосами. Потом ребенок, не видя героев, должен угадать, кто говорит в данный момент.
От звукоподражаний переходим к словам.

Горячий – холодный
Эта игра очень напоминает игру «Съедобное – несъедобное». Нужно поймать мяч на услышанное слово «холодный»  или оттолкнуть на слово «горячий»

Один – много.
На столе лежат картинки с изображением предметов, обозначенных словами в форме единственного множественного  числа. Например, на одной картинке изображена конфета, на другой — конфеты (чашка, чашки, мяч, мячи, окно, окна и т. д.). Спрашиваем: «Где чашка? Где окна?» Если ребенок справится с этим заданием значит, он выделил последний звук в слове. Это уже начало звукового анализа.

Для того чтобы ребенку было легче ориентироваться в потоке звуков, нужно ему объяснить, как получается звук.  В его образовании принимают участие губы, зубы и язык. Чтобы это увидеть, понадобится зеркало. Теперь можно попробовать выделить звук в потоке произносимых. Сначала пусть ребенок следит за вашей артикуляцией, постепенно делайте ее менее выразительной и в конце концов прикройте рот или отвернитесь, чтобы в определении звука участвовал только слух. Начинать нужно с гласных или тех согласных, которые можно произнести протяжно:

Найди [а] среди букв: УАОИРСЭАМА

Найди [ш] среди букв: АОШСУШОНШ

Если ребенок справляется с заданием, можно предложить ему для анализа несколько слов с первым гласным звуком.  Сначала пусть первый звук будет ударным, потом безударным, а затем придет время и согласных. Например: если услышишь звук [а], хлопни в ладоши.

МИР, СТОЛ, АНЯ, СУП, АСТРА, БОРЩ, АЛЛА, АНАНАС, ДОМ, АВТОБУС, СОК, РУКИ, АНТОН

Как только ребенок научился выделять первый звук в словах, можно в виде закрепления выполнить графические  диктанты, смысл которых состоит в том, чтобы раскрасить клеточку в правильный цвет. Название цвета будет зависеть от первого звука произнесенного слова, например «ракета». Понадобится лист, расчерченный на квадратики 8*9, карандаши синего и желтого цветов. Если слово начинается на [б], [6’], значит, цвет клеточки белый, т. е. закрашивать ее не нужно, просто пропускаем.

Саранча, сок, собака, стол, бегать, снег, стул, самокат, сад,
смелый, сильный, строгий, батон, бизон, бор, слово, свежий, сложный,
столб, сезон, свет, белка, жизнь, бак, слезы, Саша, сутки,
сумка, соль, сазан, бомба, буря, баня, слон, самолет, сова,
самосвал, Сеня, стадо, бабушка, живот, бок, слепой, соленый, сладкий,
салют, баран, сапоги, буква, билет, багет, солнце, блестит, слива,
слив, бодаться, будет, Боря, боль, балет, бал, баритон, смеяться,
бочка, банка, ступа, слезы, сыщик, сверло, сметана, батарея, борщ.


Игры на развитие фонематического слуха 

·        Найди и назови нужное слово

Предлагается выделять и называть только те слова, в которых есть заданные звуки.

"С"     Папа купил Лене санки.

               По дороге движется автобус.

                Весной оживает природа.

                                                                    Домик над рекою,        Светлой полосою

                                                                      В окнах огонек,             На воду он лег.

                                                                                                      (А. Плещеев. “ На берегу”)              
"З"     На двери висит замок.

             На небе появились грозовые тучи.

                                                                                         Почему собака лает

                                                                                          На того, кого не знает?

                                                                                           Потому она и лает –

                                                                                           Познакомиться желает.

                                                                                                            (А. Власов. “Почему?”)

Можно придумать предложения самим или  использовать в занятии любую книгу. Тренируйтесь в выделении слов со звуками: Ш, Ж, Щ, Ч, Ц.

·        Какой звук есть во всех словах?

Произносим три-четыре слова, в каждом из которых есть один из отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь- и спрашиваем, какой звук есть во всех этих словах. Затем предлагает определить, какой звук есть во всех ниже приведенных словах: жук, жаба, лыжи – ж;

чайник, ключ, очки – ч;                                      коза, замок, зуб – з

 щетка, ящик, щавель – щ;                               зима, зеркало, вазелин – зь

 коса, усы, нос- с;                                              цветок, яйцо, курица – ц;

селедка, Сима, лось – сь;                                  рыба, ковер, крыло – р; 

лодка, стул, лампа – л;                                       рис, крепость, букварь – рь.

 липа, лес, соль – ль; 

         Следим, чтобы ребенок четко произносил звуки, правильно называл   твердые и мягкие согласные.

·        Чем играем?

Для игры понадобиться набор предметов, способных издавать разные звуки: колокольчики, бубен, погремушка, свисток, деревянные и металлические ложки и др.

Для первой игры используется набор самых простых звуков, хорошо знакомых. При последующем проведении игры необходимо добавлять звучание новых предметов, причем с каждым из звуков, издаваемых ими, ребенка следует познакомить предварительно.

Ведущий игры становится за спиной у ребенка, подходит к нему поближе и со словами: «Чем играем?», начинают производить звуки. Ребенок должен определить, какими предметами издаются звуки.

·        Шумящие коробочки

10 – 12 коробочек от «киндер - сюрпризов», наполненные разными сыпучими, гремящими, стучащими, шуршащими материалами, помогут организовать увлекательную игру, в которой среди всех коробочек нужно найти две одинаково звучащие. Главный принцип заполнения коробочек – материал в парных коробочках должен быть не только идентичным, но и одинаковым по весу и количеству.

·        Угадай звук

Закрывая губы картонкой, вы называете различные звуки. Ребенок, услышав нужный звук (о нем вы договариваетесь заранее – хлопни, когда услышишь звук «Ж»). Усложняя задание, можно называть слоги и слова.

·        Общий звук

  Предлагается определить, какой звук наиболее часто повторяется в том или ином стихотворном отрывке. Например:

а) Класть в карман
    Братишка рад
   Все, что видит,
   Все подряд.
   Есть в кармане
   И конфета,
   И коробка для крючков.
   И старинная монета
   И четырнадцать значков…
   Брата спрашивает Ирка:
  «А когда в нем будет дырка?»  («Р)

б) Разноцветная метель
    Красных листьев карусель.
    В желтых платьях все деревья,
   А в зеленом только – ель . («Л»)

в) Каждый шорох
    Мыши слышат,
    Но мышонок
    Не поймет:
   - Почему все время «Тише»
     Говорят большие мыши
     Ведь в нору
     Не влезет кот. («Ш»)


·        Повтори –не ошибись…

Ребенку предлагают как можно точнее повторить  ряды слов. Например,

сом –ком,
том –дом,
рак –мак –лак,
лом –ком –ром –дом,
сумка – чумка – думка,
галка – палка – полка,
коса – коза – роза,
чашка – кашка – Машка,
банки – санки – танки,

·        «Назови лишний слог»

Ба – ба – та           со – со – но – со           сы – сы – зы - сы

Ла – га – ла          ко – ко – бо – ко          шу – шу – ху - шу

Па – ра – па          ва – ва – фа – ва           бо – бо  - бо - по

Ту – ру – ту          ку – гу – ку – ку           Лу – Лу – ру - лу

Вот такими несложными игровыми упражнениями можно достичь абсолютного состояния развития фонематического слуха.  Возможно, многое из изложенного здесь вы знаете, уже использовали в игре со своим ребенком, даже не подозревая, что в ходе этой игры занимаетесь его развитием. Наверняка вы играли в «Города», где нужно придумывать названия городов на последнюю букву названия предыдущего города, или «Слова», в ходе которой можно называть по тому же принципу лю¬бые слова, кроме собственных имен. Эти игры очень известны, потому что скрашивают досуг людей любого возраста. Но, если разобраться, это очень сложная обучающая игра. Ведь в ходе этой игры ребенок учится выделять первый и последний звуки в словах, расширяет свой словарный запас, улучшает память, внимание и мышление.
Все игры, изложенные в этом материале, очень просты и доступны даже самым маленьким детям, но по своей значимости  не уступают обучению чтению и письму.
Начните с простого, чтобы потом не было проблем с обучением сложному.

Комментариев нет:

Отправить комментарий