Что принято считать речью?
Речь – это сложившаяся в процессе деятельности людей
форма общения, опосредованная языком. Речь – это, прежде всего, результат
согласованной работы многих областей головного мозга. Органы артикуляции
выполняют лишь приказы, поступающие из мозга.
Зона сенсорной (импрессивной) речи отвечает за восприятие
и понимание речи. В ней, как в своеобразной картотеке, хранятся звуковые образы
слов, и человек всю жизнь пользуется этой «картотекой». Если произошло
поражение этой зоны, то хранящиеся там звуковые образы слов распадаются, и
человек перестает понимать слова. При нормальном слухе он остается «глухим» к
словам.
Зона моторной (экспрессивной) речи отвечает за
произнесение звуков. Поражение данной зоны приводит к тому, что человек теряет
способность к членораздельной речи, он лишь издает бессвязные звуки, хотя и
сохраняет способность понимать то, что говорят другие. Интересно, что данная
зона у правшей находится в левом полушарии мозга, а у левшей в большинстве
случаев – в правом.
Когда дети начинают говорить?
В норме к году ребенок произносит несколько лепетных слов
с соотнесением, уже понимает простые инструкции, дополняемые жестами.
К 1 году и 3 месяцам, словарный запас увеличивается до 6
слов, ребенок понимает простую инструкцию без жеста. Например, вы говорите
ребенку: «Дай чашку», не показывая на нее, и ребенок самостоятельно берет
нужный предмет.
К 2 годам показывает 5 основных частей тела, словарный
запас минимум 50 слов, начинает использовать предложения из двух слов. Понимает
двухэтапную инструкцию, например: «Возьми чашку и принеси маме».
Наличие звуков и слогов в «первой речи»
ребенка свидетельствует о том, что развитие идет нормально?
Если под «первой речью» понимать лепет, гуление – то есть
так называемый «доречевой период», то – да. Первый звук, который издает ребенок
в своей жизни – это крик, который к 2-3 месяцам становится все более
модулированным и отражает различные оттенки недовольства, являясь тем самым
средством общения с окружающими. К 2-3 месяцам мамочка различает по крику когда
ребенок голоден, а когда нужно менять подгузник.
Интересно, что уже на первой неделе из звуков кряхтения,
натуживания, стона, хныкания можно выделить звуки: «кхе, гх, аф, пм, пб и тд».
К 3 месяцам гуление, комплекс оживления при общении со
взрослым.
К 4 месяцам уже более дифференцированное гуление, смех.
В 5
месяцев певучее гуление.
В 6 месяцев лепет сочетания гласных а, э, у, ау, аэ и тд.
Наиболее интенсивный процесс накопления звуков лепета
происходит после 6-го месяца, в течении 7-го.
От 7-8 месяцев до года появляется понимание речи. Реакция
на знакомое лицо, повторение одинаковых слогов: ба-ба, ма-ма, па-па.
В 9 месяцев общение с помощью жестов, игра в «Ладушки».
В 10 месяцев ситуационное понимание речи, использование
1-2 лепетных слов и тд.
От чего зависит правильность произношения
звуков?
Нормальная речь осуществляется благодаря речевому слуху
(фонематический), речевому дыханию, артикуляции.
Значит, во-первых, правильность произношения звуков
зависит от сформированного фонематического слуха. Ребенок должен точно
различать все звуки на слух, тогда он их и произносить будет правильно.
Во-вторых, зависит и от строения речевых органов.
Главным речевым органом являются язык,
губы, нижняя челюсть, мягкое небо, альвеолы (бугорки за верхними зубами).
Правильный прикус – это когда при сомкнутых коренных зубах, верхние зубки находятся впереди нижних, в той или иной мере прикрывая их. Язычок в норме должен подниматься до оснований верхних зубов. Наличие или точнее сказать, отсутствие некоторых зубов, так же влияет на правильность произношения.
Правильный прикус – это когда при сомкнутых коренных зубах, верхние зубки находятся впереди нижних, в той или иной мере прикрывая их. Язычок в норме должен подниматься до оснований верхних зубов. Наличие или точнее сказать, отсутствие некоторых зубов, так же влияет на правильность произношения.
В норме, строение неба напоминает гладкую и ровную
полусферу, несколько вытянутую по линии, идущей вглубь рта, и заканчивается оно
мягким небом. На его конце находится маленький язычок, который закрывает проход
в нос, отделяя ротовую полость от носовой. Только при звуках «м», «н» воздушная
струя проходит через нос.
Мышечный тонус языка и губ должен быть в норме, язык не
должен дрожать, губки и язычок не должны быть вялыми.
Все движения человека взаимосвязаны, поэтому очень важным
условием для развития правильного произношения является состояние мышц ребенка
в целом (особенно мышц грудной клетки, плеч, шеи).
А если у кого-то из членов семьи
неправильное произношение, скажется ли это на произношении ребенка? Или
например, неправильная речь, которую ребенок слышит в коллективе, в детском
саду?
Прежде чем ответить на Ваш вопрос, хочу упомянуть о
голосе.
Мнение, что детям свойственен тонкий, писклявый голос –
заблуждение. На самом деле нормальный детский голос (в том числе у девочек)
низкий. Нарушенный голос выше, чем должен быть в нормальном состоянии, и это
всегда добавляет речи ребенка налет излишней «детскости». Повышенный голос
может вызвать ускорение темпа речи, а это так же влияет на формирование у
ребенка правильного произношения. Речевое окружение может повлиять на него
только в том случае, если у него в достаточной степени не сформирован
фонематический слух. Объясню на примере: Приходит девочка домой из садика
и говорит: «Мама, представляешь, Артур сказал на «цаплю» «сапля», а на «цветок»
сказал «светок», и т.д. То есть очень важно, чтобы ребенок различал звуки как
собственной, так и в речи окружающих, и четко определять какой искаженный звук,
а какой правильный.
Когда можно говорить о задержке развития
речи?
При нормальном речевом развитии первые слова появляются к
году, а то и раньше. К 2 годам ребенок должен понимать речь и пользоваться
простой фразой. Если всего этого не происходит в срок, то можно говорить о
Задержке Речевого Развития. Проблемы с речью объяснимы, если ребенок страдает
серьезным недугом (аутизм, ДЦП, алалия). Однако, все чаще приходят дети,
которые вроде бы благополучны и здоровы, но молчат.
С чем может быть связана задержка речевого
развития и как это корректируется?
Причины могут быть разными. Это и перенесенный во время
беременности грипп, токсикоз, недоношенный или наоборот, слишком крупный
ребенок. Каждая из этих причин могла повлиять на развитие ребенка и его речи.
Не стоит забывать и о том, что дети все разные. Одни очень активные – лидеры в
детских играх, ведущие утренников в детских садах. А другие очень замкнутые, и,
напротив, отказываются от публичных выступлений, избегают контактов со
сверстниками. Как правило, у молчунов еще в раннем детстве отмечаются проблемы
со звукопроизношением и голосом.
В первую очередь надо выяснить – что является причиной
отказа ребенка от общения: издержки воспитания, «страх речи», дефектное
произношение звуков или проблемы с голосом. Упорное нежелание малыша говорить
может сигнализировать об отсутствии навыков общения или о психологической
травме. Часто родители оставляют без внимания попытки ребенка
продемонстрировать свои речевые способности и у ребенка пропадает стимул вообще
что либо произносить. Также, часто бывает, что ребенок переполненный эмоциями,
не произнося некоторых звуков или вовсе пропуская их, хочет что-то рассказать,
торопится и получается полный сумбур, а ребята, с которыми он хотел заговорить,
начинают смеяться. После такого неудачного опыта ребенок замыкается. Еще, часто
приходится говорить о проблеме «отсутствия мотивации к речи». Смотря телевизор,
играя в компьютерные игры, дети сводят речь к минимуму. А самая моя любимая
тема – это избалованные единственные, или младшие в семье дети. Их понимают с
полуслова и даже с полувзгляда. Дети этим очень хорошо пользуются: зачем
что-либо говорить, если тебя все равно поймут и сделают и дадут все, чего ты
хочешь. Поначалу родители не замечают и даже радуются, говорят – «командир такой!»,
но потом, когда ребенок к 3 годам произносит лишь несколько слов, а то и звуков
– пелена спадает с глаз. Чаще всего это происходит при сравнении ребенка со
сверстниками, которые во всю декламируют «У лукоморья», называют все цвета
радуги, то есть, когда разница в их речи очевидна. Что делать в таких случаях?
Побуждать ребенка к речи, ну конечно, не требуя от него всего и сразу, а
постепенно вовлекая. Сначала побудите его произносить просьбы.
Если же ребенок потерял уверенность – нужно внимательно и
чутко относиться к его высказываниям, подбадривая его, втягивайте его в
разговор, придумывайте вместе много новых слов, просите подсказать «Забытое»
вами слово. Некоторые дети молчат, но все понимают. А некоторые молчат, но
могут вдруг очень сильно закричать, используют вместо речи жесты и мимику,
проявить агрессию по отношению к другим детям или к родителям. В моей практике
был такой случай, и хотя мама ребенка настаивала на том, что они проходили
обследование слуха у лор врача, я попросила их сделать аудиограмму, в
результате которой выяснилось, что у ребенка тугоухость (снижение
физиологического слуха). Причем оно произошло почти сразу после рождения. В
любом случае нельзя оставлять такие реакции ребенка без внимания и, лучше
получить лишний раз консультацию.
На какие моменты следует обратить внимание,
чтобы не пропустить начала процесса задержки развития речи?
1-3 месяца. Ребенок не реагирует на речь, не поворачивает голову на
голос, нет «комплекса оживления».
4-7 месяцев. Нет лепета, не ищет источник звука глазами и не
поворачивает голову на звук.
8-12 месяцев. Не понимает речь, не воспроизводит «лепетных слов», не
откликается на свое имя.
1-2 года. Не понимает обращенную к нему речь и не отвечает на
вопросы.
2-3 года. Ребенок не идет на контакт даже с близкими людьми (мама,
папа). Не может выполнить инструкции без жеста, не понимает их.
3-4 года. У ребенка грубейшие нарушения звукопроизношения, речь не
связна, ограничена.
5-6 лет. У ребенка так и не появились некоторые звуки или они
искажены и как следствие, ребенок испытывает трудности в общении. Самое главное
– вовремя заметить нарушения и обратиться к специалисту, не пускать на все
самотек. Вместе с логопедом вы справитесь с любой проблемой, терпение и любовь
приведут к успеху.
Есть сложные звуки «р», «л», «ж», «ш».
Почему эти звуки такие трудные для малышей?
Всех этих красавцев объединяет верхнее положение языка,
но у каждого есть свои особенности, которые требуют более точной и
дифференцированной работы всех органов артикуляции.
При произнесении звука «р» кончик языка напряжен и дрожит
под направленной на него воздушной струей. При формировании произношения могут
возникнуть проблемы: если подъязычная связка укорочена, если отсутствуют
коренные зубки. При неправильной воздушной струе формируется так называемый
французский «р», когда дрожит не кончик языка, а маленький язычок. У каждого
звука свои секреты, с которыми зачастую дети не справляются.
Когда нужно занимать с логопедом?
Заниматься с детьми постановкой звуков нужно с 5 лет
обязательно, с 4-4,5 желательно, если ребенок в этом возрасте способен к
систематическим занятиям. Заниматься нужно минимум, 2 раза в неделю. Лучше 2
раза в неделю проводить 45 минутные занятия, на которых ребенок будет осваивать
новые навыки, и каждый день заниматься дома по 10-15 минут для закрепления
пройденного.
В случаях заикания не нужно ждать данного возраста, а
сразу же, как только вы заметили проблему – обращаться к специалисту. Так как
при ранних обращениях шансы к выравниванию речи более высоки, чем спустя время.
Чья роль в процессе закрепления звуков
больше – логопеда или родителей?
Ребенка!
Логопед и родители – это лишь помощники. От того
как родители реагируют на успехи ребенка, насколько они терпимы к неудачам,
ведь речь у ребенка не сразу станет правильной, пройдет несколько занятий и
результат не заставит себя ждать. Роль логопеда тоже важна, сможет ли он найти
подход к ребенку, он может даже подружиться с ребенком и вовлечь его в занятия
более мягко, эффективно использовать возможности ребенка. Однако, несомненно, тесное сотрудничество логопеда и родителей - залог успеха. Благодаря систематическим занятиям и закреплению отработанного материала дома можно сократить сроки постановки, автоматизации и дифференциации звуков.
Нужно ли поправлять ребенка, когда он
говорит что-то неправильно, заставлять произносить?
Заставлять точно не стоит. Поправлять нужно, конечно если
вы уверены в том, что ребенок может произнести звук правильно (этап
закрепления). Делать это нужно очень тактично, не навязчиво, подбадривая, и
конечно похвалить, если ребенок выполнил вашу просьбу и произнес правильно.
Если не получилось – все равно похвалите за попытку, сказав, что в следующий
раз обязательно получится.
Далеко не у всех есть возможность посещать
развивающие занятия. Какие упражнения нужно делать с ребенком дома или
заниматься, чтобы его речь формировалась правильно и была красивой? Есть
какие-то конкретные пособия, которые вы можете порекомендовать для таких
занятий?
Упражнения можно делать любые, как сказал К.Д.Ушинский:
«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, она также
должна изучать его во всех отношениях», поэтому развивающие упражнения должны
быть направлены не только на развитие речи, но и другие психические процессы –
мелкая моторика, воображение, память, восприятие, внимание, мышление. Главное –
при выполнении любого упражнения получать удовольствие и с позитивным настроем
двигаться вперед к своей цели. Творчески относиться к любому упражнению, даже
нанизывание бус, макарон можно превратить в увлекательную игру с приключениями.
Можно каждой бусине давать имя или сравнивать с какими-либо предметами: «Эта
красная – как клубничка, желтая – как солнышко». Вы и бусинки нанижите, и цвета
повторите, и еще много чего интересного изобретете вместе с малышом.
Пособий и книг очень много, среди них я бы выделила серию
книг российского издательства «Карапуз», это не реклама – я их покупала еще для
своей дочери с 2004 года, ей очень нравились и для меня это критерий. Очень
удобно и интересно подобран материал, и для каждого возраста своя серия:
1. «Погремушка» от рождения до 2 лет.
2. «Для самых маленьких» от 1 года до 3 лет.
3. «Воробышек» от 3 до 5 лет
4. «Карапуз» от 5 до 7 лет.
Для детей 6-7 лет недавно вышло пособие из серии
«Ломоносовская школа» «Говорю красиво».
Выбирая любое пособие, откройте его, прочтите несколько
заданий, понятно ли вам, сможете ли вы самостоятельно работать с ребенком над
этим пособием, посмотри те качество изображений, они должны быть яркими и
четкими.
Комментариев нет:
Отправить комментарий