Это интересно

Что принято считать речью?
Речь – это сложившаяся в процессе деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Речь – это, прежде всего, результат согласованной работы многих областей головного мозга. Органы артикуляции выполняют лишь приказы, поступающие из мозга.
Зона сенсорной (импрессивной) речи отвечает за восприятие и понимание речи. В ней, как в своеобразной картотеке, хранятся звуковые образы слов, и человек всю жизнь пользуется этой «картотекой». Если произошло поражение этой зоны, то хранящиеся там звуковые образы слов распадаются, и человек перестает понимать слова. При нормальном слухе он остается «глухим» к словам.
Зона моторной (экспрессивной) речи отвечает за произнесение звуков. Поражение данной зоны приводит к тому, что человек теряет способность к членораздельной речи, он лишь издает бессвязные звуки, хотя и сохраняет способность понимать то, что говорят другие. Интересно, что данная зона у правшей находится в левом полушарии мозга, а у левшей в большинстве случаев – в правом.
Когда дети начинают говорить?
В норме к году ребенок произносит несколько лепетных слов с соотнесением, уже понимает простые инструкции, дополняемые жестами.
К 1 году и 3 месяцам, словарный запас увеличивается до 6 слов, ребенок понимает простую инструкцию без жеста. Например, вы говорите ребенку: «Дай чашку», не показывая на нее, и ребенок самостоятельно берет нужный предмет.
К 2 годам показывает 5 основных частей тела, словарный запас минимум 50 слов, начинает использовать предложения из двух слов. Понимает двухэтапную инструкцию, например: «Возьми чашку и принеси маме».
Наличие звуков и слогов в «первой речи» ребенка свидетельствует о том, что развитие идет нормально?
Если под «первой речью» понимать лепет, гуление – то есть так называемый «доречевой период», то – да. Первый звук, который издает ребенок в своей жизни – это крик, который к 2-3 месяцам становится все более модулированным и отражает различные оттенки недовольства, являясь тем самым средством общения с окружающими. К 2-3 месяцам мамочка различает по крику когда ребенок голоден, а когда нужно менять подгузник.
Интересно, что уже на первой неделе из звуков кряхтения, натуживания, стона, хныкания можно выделить звуки: «кхе, гх, аф, пм, пб и тд».
К 3 месяцам гуление, комплекс оживления при общении со взрослым.
К 4 месяцам уже более дифференцированное гуление, смех.
В 5 месяцев певучее гуление.
В 6 месяцев лепет сочетания гласных а, э, у, ау, аэ и тд.
Наиболее интенсивный процесс накопления звуков лепета происходит после 6-го месяца, в течении 7-го.
От 7-8 месяцев до года появляется понимание речи. Реакция на знакомое лицо, повторение одинаковых слогов: ба-ба, ма-ма, па-па.
В 9 месяцев общение с помощью жестов, игра в «Ладушки».
В 10 месяцев ситуационное понимание речи, использование 1-2 лепетных слов и тд.
От чего зависит правильность произношения звуков?
Нормальная речь осуществляется благодаря речевому слуху (фонематический), речевому дыханию, артикуляции.
Значит, во-первых, правильность произношения звуков зависит от сформированного фонематического слуха. Ребенок должен точно различать все звуки на слух, тогда он их и произносить будет правильно.
Во-вторых, зависит и от строения речевых органов.
Главным речевым органом являются язык, губы, нижняя челюсть, мягкое небо, альвеолы (бугорки за верхними зубами). 
Правильный прикус – это когда при сомкнутых коренных зубах, верхние зубки находятся впереди нижних, в той или иной мере прикрывая их. Язычок в норме должен подниматься до оснований верхних зубов. Наличие или точнее сказать, отсутствие некоторых зубов, так же влияет на правильность произношения.
В норме, строение неба напоминает гладкую и ровную полусферу, несколько вытянутую по линии, идущей вглубь рта, и заканчивается оно мягким небом. На его конце находится маленький язычок, который закрывает проход в нос, отделяя ротовую полость от носовой. Только при звуках «м», «н» воздушная струя проходит через нос.
Мышечный тонус языка и губ должен быть в норме, язык не должен дрожать, губки и язычок не должны быть вялыми.
Все движения человека взаимосвязаны, поэтому очень важным условием для развития правильного произношения является состояние мышц ребенка в целом (особенно мышц грудной клетки, плеч, шеи).
А если у кого-то из членов семьи неправильное произношение, скажется ли это на произношении ребенка? Или например, неправильная речь, которую ребенок слышит в коллективе, в детском саду?
Прежде чем ответить на Ваш вопрос, хочу упомянуть о голосе.
Мнение, что детям свойственен тонкий, писклявый голос – заблуждение. На самом деле нормальный детский голос (в том числе у девочек) низкий. Нарушенный голос выше, чем должен быть в нормальном состоянии, и это всегда добавляет речи ребенка налет излишней «детскости». Повышенный голос может вызвать ускорение темпа речи, а это так же влияет на формирование у ребенка правильного произношения. Речевое окружение может повлиять на него только в том случае, если у него в достаточной степени не сформирован фонематический слух. Объясню на примере: Приходит девочка домой из садика и говорит: «Мама, представляешь, Артур сказал на «цаплю» «сапля», а на «цветок» сказал «светок», и т.д. То есть очень важно, чтобы ребенок различал звуки как собственной, так и в речи окружающих, и четко определять какой искаженный звук, а какой правильный.
Когда можно говорить о задержке развития речи?
При нормальном речевом развитии первые слова появляются к году, а то и раньше. К 2 годам ребенок должен понимать речь и пользоваться простой фразой. Если всего этого не происходит в срок, то можно говорить о Задержке Речевого Развития. Проблемы с речью объяснимы, если ребенок страдает серьезным недугом (аутизм, ДЦП, алалия). Однако, все чаще приходят дети, которые вроде бы благополучны и здоровы, но молчат.
С чем может быть связана задержка речевого развития и как это корректируется?
Причины могут быть разными. Это и перенесенный во время беременности грипп, токсикоз, недоношенный или наоборот, слишком крупный ребенок. Каждая из этих причин могла повлиять на развитие ребенка и его речи. Не стоит забывать и о том, что дети все разные. Одни очень активные – лидеры в детских играх, ведущие утренников в детских садах. А другие очень замкнутые, и, напротив, отказываются от публичных выступлений, избегают контактов со сверстниками. Как правило, у молчунов еще в раннем детстве отмечаются проблемы со звукопроизношением и голосом.
В первую очередь надо выяснить – что является причиной отказа ребенка от общения: издержки воспитания, «страх речи», дефектное произношение звуков или проблемы с голосом. Упорное нежелание малыша говорить может сигнализировать об отсутствии навыков общения или о психологической травме. Часто родители оставляют без внимания попытки ребенка продемонстрировать свои речевые способности и у ребенка пропадает стимул вообще что либо произносить. Также, часто бывает, что ребенок переполненный эмоциями, не произнося некоторых звуков или вовсе пропуская их, хочет что-то рассказать, торопится и получается полный сумбур, а ребята, с которыми он хотел заговорить, начинают смеяться. После такого неудачного опыта ребенок замыкается. Еще, часто приходится говорить о проблеме «отсутствия мотивации к речи». Смотря телевизор, играя в компьютерные игры, дети сводят речь к минимуму. А самая моя любимая тема – это избалованные единственные, или младшие в семье дети. Их понимают с полуслова и даже с полувзгляда. Дети этим очень хорошо пользуются: зачем что-либо говорить, если тебя все равно поймут и сделают и дадут все, чего ты хочешь. Поначалу родители не замечают и даже радуются, говорят – «командир такой!», но потом, когда ребенок к 3 годам произносит лишь несколько слов, а то и звуков – пелена спадает с глаз. Чаще всего это происходит при сравнении ребенка со сверстниками, которые во всю декламируют «У лукоморья», называют все цвета радуги, то есть, когда разница в их речи очевидна. Что делать в таких случаях? Побуждать ребенка к речи, ну конечно, не требуя от него всего и сразу, а постепенно вовлекая. Сначала побудите его произносить просьбы.
Если же ребенок потерял уверенность – нужно внимательно и чутко относиться к его высказываниям, подбадривая его, втягивайте его в разговор, придумывайте вместе много новых слов, просите подсказать «Забытое» вами слово. Некоторые дети молчат, но все понимают. А некоторые молчат, но могут вдруг очень сильно закричать, используют вместо речи жесты и мимику, проявить агрессию по отношению к другим детям или к родителям. В моей практике был такой случай, и хотя мама ребенка настаивала на том, что они проходили обследование слуха у лор врача, я попросила их сделать аудиограмму, в результате которой выяснилось, что у ребенка тугоухость (снижение физиологического слуха). Причем оно произошло почти сразу после рождения. В любом случае нельзя оставлять такие реакции ребенка без внимания и, лучше получить лишний раз консультацию.
На какие моменты следует обратить внимание, чтобы не пропустить начала процесса задержки развития речи?
1-3 месяца. Ребенок не реагирует на речь, не поворачивает голову на голос, нет «комплекса оживления».
4-7 месяцев. Нет лепета, не ищет источник звука глазами и не поворачивает голову на звук.
8-12 месяцев. Не понимает речь, не воспроизводит «лепетных слов», не откликается на свое имя.
1-2 года. Не понимает обращенную к нему речь и не отвечает на вопросы.
2-3 года. Ребенок не идет на контакт даже с близкими людьми (мама, папа). Не может выполнить инструкции без жеста, не понимает их.
3-4 года. У ребенка грубейшие нарушения звукопроизношения, речь не связна, ограничена.
5-6 лет. У ребенка так и не появились некоторые звуки или они искажены и как следствие, ребенок испытывает трудности в общении. Самое главное – вовремя заметить нарушения и обратиться к специалисту, не пускать на все самотек. Вместе с логопедом вы справитесь с любой проблемой, терпение и любовь приведут к успеху.
Есть сложные звуки «р», «л», «ж», «ш». Почему эти звуки такие трудные для малышей?
Всех этих красавцев объединяет верхнее положение языка, но у каждого есть свои особенности, которые требуют более точной и дифференцированной работы всех органов артикуляции.
При произнесении звука «р» кончик языка напряжен и дрожит под направленной на него воздушной струей. При формировании произношения могут возникнуть проблемы: если подъязычная связка укорочена, если отсутствуют коренные зубки. При неправильной воздушной струе формируется так называемый французский «р», когда дрожит не кончик языка, а маленький язычок. У каждого звука свои секреты, с которыми зачастую дети не справляются.
Когда нужно занимать с логопедом?
Заниматься с детьми постановкой звуков нужно с 5 лет обязательно, с 4-4,5 желательно, если ребенок в этом возрасте способен к систематическим занятиям. Заниматься нужно минимум, 2 раза в неделю. Лучше 2 раза в неделю проводить 45 минутные занятия, на которых ребенок будет осваивать новые навыки, и каждый день заниматься дома по 10-15 минут для закрепления пройденного.
В случаях заикания не нужно ждать данного возраста, а сразу же, как только вы заметили проблему – обращаться к специалисту. Так как при ранних обращениях шансы к выравниванию речи более высоки, чем спустя время.
Чья роль в процессе закрепления звуков больше – логопеда или родителей?
Ребенка! Логопед и родители – это лишь помощники. От того как родители реагируют на успехи ребенка, насколько они терпимы к неудачам, ведь речь у ребенка не сразу станет правильной, пройдет несколько занятий и результат не заставит себя ждать. Роль логопеда тоже важна, сможет ли он найти подход к ребенку, он может даже подружиться с ребенком и вовлечь его в занятия более мягко, эффективно использовать возможности ребенка. Однако, несомненно, тесное сотрудничество логопеда и родителей - залог успеха. Благодаря систематическим занятиям и закреплению отработанного материала дома можно сократить сроки постановки, автоматизации и дифференциации звуков.
Нужно ли поправлять ребенка, когда он говорит что-то неправильно, заставлять произносить?
Заставлять точно не стоит. Поправлять нужно, конечно если вы уверены в том, что ребенок может произнести звук правильно (этап закрепления). Делать это нужно очень тактично, не навязчиво, подбадривая, и конечно похвалить, если ребенок выполнил вашу просьбу и произнес правильно. Если не получилось – все равно похвалите за попытку, сказав, что в следующий раз обязательно получится.
Далеко не у всех есть возможность посещать развивающие занятия. Какие упражнения нужно делать с ребенком дома или заниматься, чтобы его речь формировалась правильно и была красивой? Есть какие-то конкретные пособия, которые вы можете порекомендовать для таких занятий?
Упражнения можно делать любые, как сказал К.Д.Ушинский: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, она также должна изучать его во всех отношениях», поэтому развивающие упражнения должны быть направлены не только на развитие речи, но и другие психические процессы – мелкая моторика, воображение, память, восприятие, внимание, мышление. Главное – при выполнении любого упражнения получать удовольствие и с позитивным настроем двигаться вперед к своей цели. Творчески относиться к любому упражнению, даже нанизывание бус, макарон можно превратить в увлекательную игру с приключениями. Можно каждой бусине давать имя или сравнивать с какими-либо предметами: «Эта красная – как клубничка, желтая – как солнышко». Вы и бусинки нанижите, и цвета повторите, и еще много чего интересного изобретете вместе с малышом.
Пособий и книг очень много, среди них я бы выделила серию книг российского издательства «Карапуз», это не реклама – я их покупала еще для своей дочери с 2004 года, ей очень нравились и для меня это критерий. Очень удобно и интересно подобран материал, и для каждого возраста своя серия:
1. «Погремушка» от рождения до 2 лет.
2. «Для самых маленьких» от 1 года до 3 лет.
3. «Воробышек» от 3 до 5 лет
4. «Карапуз» от 5 до 7 лет.
Для детей 6-7 лет недавно вышло пособие из серии «Ломоносовская школа» «Говорю красиво».
Выбирая любое пособие, откройте его, прочтите несколько заданий, понятно ли вам, сможете ли вы самостоятельно работать с ребенком над этим пособием, посмотри те качество изображений, они должны быть яркими и четкими.





Комментариев нет:

Отправить комментарий